Советы учителя - дефектолога

В учреждении работает пункт коррекционно - педагогической помощи. 

Учитель - дефектолог Рак Надежда Геннадьевна.

Время проведения консультации каждая среда месяца 07.30 - 09.00.

"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.

 

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.       

 

Помогут в этом следующие несложные задания:

  1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.
  2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

   3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма.

Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак; жук-лук, сук-тук.

 Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3. различение слов, близких по звуковому составу;
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. анализ звукового состава слова.

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

 

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

 

Игра «Далеко - близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва  – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять –  Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

 

 

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

 

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к  рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). - Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»

 Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

 5 этап – различение звуков

 В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый дает картинки ребенку. Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

 Игра «Прогулка на велосипедах».

 - Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

    6 этап – анализ звукового состава слова.

 Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

         Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.

Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки –игла –абрикос. И т.д.)

«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты…

«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу.

(Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей.                  (Например: ма - га-зин. В слове три части.)

«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка)

свернуть

ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ!

Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с общим речевым недоразвитием

 

  Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

   Дополнительные, специальные занятия по развитию тонкой моторики руки особенно нужны детям  с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики.  Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

     Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

 

Для развития движения пальцев рук можно использовать предметы быта, обихода, интерьера:

 

-    поворачивать дверные ручки для открывания (закрывания) дверей;

-    нажимать на кнопку звонка;

-    набирать номер телефона;

-    вставлять в замочную скважину ключ, открывать и закрывать дверь ключом;

-    сортировать в разные емкости горох - фасоль - боб, рис - пшено -гречку или горошины разного размера;

-    перебирать крупу;

-    пересыпать сыпучие продукты из одной емкости в другую;

-    замешивать, месить, раскатывать тесто, лепить из него фигурки;

-    открывать-закрывать крышки коробочек, бутылочек, баночек и т.д.;

-    забрасывать в устойчиво стоящую емкость (банку, бутылку) мелкие предметы;

-    сматывание клубочков из ниток;

-    развязывание (завязывание) узлов, бантов, шнурков;

-    расстегивание и застегивание пуговиц на игрушках, своих вещах;

-    игры со спичками (собирание в коробок, выкладывание из спичек разнообразных фигур);

-    игры с бельевой веревкой (сматывание в клубок, наматывание на палочку, завязывание-развязывание);

-    обучение элементам шитья (заправка нитки в иголку, завязывание нитки узелком, шитье, применение пуговиц и т.д.);

-    обучение вязанию;

-    разнообразные игры с бумагой (мять, разрывать, нарезать полоски, кусочки, вырезать фигуры из бумаги, аппликация, оригами).

Массаж пальцев рук

В последнее время у педагогов и у родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук ребенка. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук годовалого малыша вдвое  ускоряет процесс овладения им речью.

    Все родители знают, как дошкольники любят рисовать.  А  если  перед рисованиемпредложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

     Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок  массирует запястья, кисти рук пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшать трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей. Если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

 

 

Вашему вниманию предлагается ряд игр с карандашами

 

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

-Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Погладь карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.    

 

«Пианино»

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

-Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!

 

«Прятки»

Сжимание карандаша в кулачке.

-Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячьте его в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю. 

 

«Волчок»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

-Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

Постолу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

 

«Горка»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

-Положи карандаш на тыльную сторону кисти.Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.       

 

«Подъемный кран»

Поднимание карандаша одним пальцем с поверхности стола.

-Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

 

«Вертолёт»

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами.

-Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами.

Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, каквинт вертолёта.

Отправляется в полет

Наш красавец-вертолёт.   

 

 

свернуть

Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это

дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии (дети с ОВЗ).

 Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Дефектологические направления.

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  - сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

  - олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;

  - тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

  - логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные:

 Коррекция дефектов развития ребенка

 Формирование желания учиться посредством мотивации

 Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.

Задачи педагога-дефектолога

- Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии воспитанников.

- Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.

- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

- Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.

- Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.

- Проводит консультации и беседы с родителями детей.

Функции педагога-дефектолога

- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.

- Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

- Развивает коммуникативные способности детей.

- Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.

Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

Мифы о работе дефектолога

 Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

 Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.

 Миф 3. Дефектолог, каким - то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем.

Желаю успехов!

свернуть

«Игры по формированию грамматического строя речи у детей»

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

«Скажи наоборот»

  Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

стол... (столы)

мяч... (мячи)

сапог... (сапоги)

петух... (петухи)

паук... (пауки)

пирог... (пироги)

дом... (дома)

глаз... (глаза)

лес... (леса)

окно... (окна)

ведро... (ведра)

корова... (коровы)

роза... (розы)

пила... (пилы)

лимон... (лимоны)

слива... (сливы)

тетрадь... (тетради)

книга... (книги)

кубик... (кубики)

ложка... (ложки)

мышка... (мышки)

 «Чего много?»

 Цель:  усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

 «Мой—моя—мое—мои»

 Цель:  упражнение в согласовании местоимения с существительным.

  1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

     Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

  1. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 «Посчитай».

  Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.         

       Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

 «Услышь ласковое слово».

  Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка.

 «Цепочка».

 Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

     Примерный речевой материал:

кулак — ... — ...

нога — ... — ...

волос — ... — ...

плечи — ... — ...

нос — ... — ...

рука — ... — ...

клюв — ... — ...

усы — ... — ....

 «Скажи правильно».

 Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

    Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

 «Ждем гостей».

 Цель: упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

      Примерный речевой материал:

посуда для супа — ...

посуда для хлеба — ...

посуда для соуса — ...

посуда для сливок — ...

посуда для масла — ...

посуда для конфет — ...

посуда для молока — ...

посуда для сухарей — ...

 «Подумай и назови».

 Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

         Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

«Запоминай-ка»

Цели:

-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.

- Развитие навыков понятийного обобщения.

- Развитие слухо – речевой памяти.

- Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих  звуков.

Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)

Описание:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Путаница»

Цели:

- Развитие навыков словесно – логического мышления.

- Активизация  умений правильного согласования прилагательных с существительными  в Именительном   падеже.

Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки  из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)

Описание:

Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную  пару к каждому словосочетанию.

Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля,   круглый блинчик, весёлый козлёнок,  дождевая капля,  спелая слива,  стеклянное блюдце, сладкое суфле.

«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.                        

«Смысловые пары»

Цели:

-Развитие навыков словесно-логического мышление.

-Закрепление обобщающих функций слов.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие  - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову -  стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из  первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка,  корова - …, кораблик – причал, автобус -  …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …,  кондитер – пирожные,  художник -…,  волосы – заколочка, пальчик - …

        «Три медведя»

Цели:

-Развитие звуко – высотной  модуляции  голоса.

-Закрепление  умений вопросительного интонирования высказываний.

Описание:  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:

-Кто сидел на моем стуле?

-Кто ел из моей чашки?

-Кто спал на моей постели?

-Кто же был в нашем доме?

«Шумные коробочки»

Цели:

- Развитие слухового  внимания и памяти.

- Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).

Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

«Узнай, что звенит (гремит)?»

Цели:

- Развитие  слухового внимания и памяти.

-Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

Описание:Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.

 Название каждого звучащего предмета проговаривается.

 Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

 Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

«Угадай, кто позвал?»

Цели:

- Развитие  слухового  внимания;

- Развитие  навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвалего.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».                      

«Близко-далеко»

Цели:

- Закрепление представлений  о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)

- Развитие навыков силовой модуляции голоса.

- Активизация  глагольного словаря  по темам «Животные», «Птицы».

Описание:  Взрослый предлагает ребенку определить, далеко ли близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)

Кричат дети: АУ (громко)  АУ (тихо)

Лает собака АВ (громко)    АВ-АВ (тихо)

Мяучит кошка

Мычит корова

Поет петух

Кудахчет курица

Квакают лягушки

Каркает ворона

Блеет овечка.

«Рифмы»

Цели:

- Развитие  слухо–речевой  памяти.

- Формирование  навыков  анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).

Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.

Мак-дом-ветка

 (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок  -  вагон  - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка  -  дом  -  каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

«Четвертый лишний»

Цели:

 - Развитие  навыков  слуховой дифференциации длинных и коротких слов.

- Развитие   слухо – речевую память.

Описание:  Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак  -  бак  - так  - банан

Сом  -  ком  - индюк - дом

Лимон  -  вагон  -  кот - бутон

Мак  -  бак  -  веник - рак

Совок  -  гном  -  венок - каток

Пятка  -  ватка  -  лимон - кадка

Ветка  -  диван  - клетка –

 

«Сочинитель»

Цели:

 - Развитие  навыков  рифмовки слов.

- Развитие слухового внимания и памяти.

Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом  и  просит ребенка подобрать слово в рифму.

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)                                         

Здесь красивое местечко,

Протекает  мимо… (речка)

                                              Шел по лесу шустрый мишка,

                                              На него свалилась…(шишка)                                           

Как-то вечером две мышки,

Унесли у Пети…(книжки)

                                                 Мама милой дочке Оле

                                                 Суп сварила из (фасоли)

Мы собирали васильки,

На головах у нас…(венки)

                                               Сшил себе котенок тапки,

                                               Чтоб зимой не мерзли (лапки)                                                   

Говорят, один чудак

В речке выловил башмак

Но, зато ему потом

На крючок попался…(сом)

«Озорные мышки»(Слоговой синтез)

Цели:

Формирование умений  анализа и синтеза звуко – слогового состава слов.

Оптимтизация слухо-речевой памяти.

Описание:

Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

         В грамоту мышки дружно играли:

        Картинки смотрели, все буквы назвали,

        Отгрызли кусочек от каждого слова.

        Слова – горько плачут.

        Составим их снова!

Задание/Инструкция: Мышки отгрызли и утащили слог «сок» из всех слов. Сейчас я назову тебе  оставшиеся кусочки слов.   Добавь к каждому кусочку  слог «СОК»,  чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

Слова:  ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК),  КОЛО(СОК).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»

Слова: ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»

Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)                                       

Звуковой анализ слова (1)

Цели:

 -Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).

-Развитие  навыков  позиционного звукового анализа слова.

Описание:  Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.

Малина,  монета, магнит,  маска, маки, море, музыка.

Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,. сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух (первом или втором)  слов слышится звук М:

Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,

раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.

 

Звуковой анализ слова (2)

Цели:

 - Развитие фонематический анализ (выделение звука из слов)

-  Развитие  навыки фонематического анализа на материале коротких текстов.

Описание: Взрослый называет слова и просит ребенка определить первый звук в каждом слове. В задании  2 взрослый читает рассказ, ребенок запоминает слова с заданным звуком.

1.Определить первый звук в словах:

Оля, иволга, аист,  утка,  ослик,  этаж, автобус, обруч, улитка, абрикос, индюк.

  1. Прослушать рассказ и запомнить слова со звуком Р:

Рома и Вова пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали пять карасей и двух раков. Скоро подул ветер, и сбежались тучи. Послышались раскаты грома. Мальчики поспешили к дому.

 

Таким образом, игры  направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет  помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

 Подготовила: учитель-дефектолог Рак Надежда Геннадьевна, по материалам книг:

  1. Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». Санкт – Петербург – 2003 г. »
  2. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. 1 год обучения. II период. 2010г.

    3.Бойкова С.В. «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников», 2005г.

  1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М,1984г.
  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

 

 

 

 

свернуть

СКОРО В ШКОЛУ

подробнее...

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

подробнее...